Назад в будущее! Традиции народной росписи на керамических розетках и выключателях

Керамические выключатели, розетки и рамки для них хороши не только своей долговечностью — их эстетика поистине впечатляет, ведь существуют технологии нанесения на них рисунков, да еще и вручную. И роспись такая с технологической точки зрения бывает подглазурная — то есть наносимая по керамической поверхности до последнего, верхнего, слоя лакировки-глазури, и надглазурная — выполняемая поверх слоя глазури водонерастворимыми стойкими красками. Но какой бы способ росписи ни был выбран, это в любом случае будет неповторимая ручная работа.
На керамические розетки и иные изделия подобного плана нередко наносят растительные орнаменты в народных стилях. Если говорить о традиционных для России, то это в первую очередь гжель, хохлома и жостовская роспись.


Гжельская двухцветная роспись на электрофурнитуре


Узнать гжель очень просто, даже не являясь знатоком народных ремесел — это преимущественно цветочно-лиственные узоры, имеющие неповторимый колорит: синяя роспись по чисто белому фону. Более или менее густое нанесение краски в мазках кисти дает эффект большей или меньшей насыщенности синего цвета, то есть рисунок может содержать все оттенки «разбела» синего: от темного ультрамарина до бледной голубизны. Вообще гжелью, как правило, расписывали фарфоровую посуду и декоративные фигурки — поэтому на керамических выключателях и фарфоровой электрофурнитуре она тоже смотрится вполне органично.

Выключатель ретро 1-кл с орнаментом №3 (гжель) Lindas
Также гжельская роспись традиционно включает в себя орнаменты с повторяющимися раппортами рисунка — поэтому отлично ложится на форму круглых и квадратных рамок для розеток, корпусов выключателей и подобных деталей.
Но интересно, что бело-васильковые мотивы традиционны не только для российской гжели. В Португалии есть отдаленно схожий вид росписи по керамической облицовочной изразцовой плитке — он называется азулежу. Азулежу давно стало культурным брендом этой страны, так как португальцы украшают своими народными росписями разную производимую ими керамику — и керамическая электрофурнитура тоже может быть расписана под азулежу.
Кстати, выключатели, розетки и рамки, расписанные и в стилистике гжели, и в стиле азулежу идеально сочетаются с белыми ретро проводами.


Роспись хохлома на розетках и ретро выключателях


Хохломская роспись тоже вполне узнаваема даже обывателями. Это стилизованные, но детализированные флористические мотивы в традиционной золотисто-черно-красной цветовой гамме с допустимыми небольшими вкраплениями белого и светло-зеленого цветов. Хохломской росписью, названной в честь селения Хохлома, где ее когда-то начали делать, традиционно покрывали деревянные изделия, но сейчас хохлома стала столь популярной, что ее можно встретить на самых разных материалах, поверхностях и предметах. Добралась мода на хохломскую роспись и до электрофурнитуры.
Особенность росписи хохлома в том, что это достаточно плотно заполняющий фон рисунок — то есть паттерн будет занимать всю керамическую поверхность.

Розетка для открытого монтажа, цвет: черный с цветами или ягодами: роспись хохлома
И еще стоит учитывать яркость цветовой гаммы этой росписи — например, керамические выключатели, расписанные в таком стиле, будут явно бросаться в глаза на обычной стене. Так что украшенные таким образом предметы электрофурнитуры имеет смысл подбирать для деревянных (особенно бревенчатых) домов, где интерьер тяготеет к деревенскому стилю с русским народным колоритом. А подходящими цветами оплетки ретропроводов под эту фурнитуру станут золотистый, черный либо красный.


Мотивы жостовской росписи на керамической электрике


Жостовскую роспись нечасто встретишь на керамических розетках или рамках — и причиной тому исторические особенности самой росписи. Изначально ее наносили на металлические подносы, поэтому классическая для жостовской росписи композиция — это пышный букет цветов, вписанный в круг или в прямоугольник.

Розетка с зазем. контактом для открытого монтажа, с росписью Жостово
Цветы и листья в жостовской росписи изображаются довольно реалистично — обычно это пышные распускающиеся бутоны пионов или роз, но встречаются и изображения иных растений: ромашек, калины и др. Эти цветочные композиции всегда многоцветные — с тонкими переходами оттенков, сложной и изысканной цветовой гаммой каждой работы. А вот фон для композиций используется чаще черный.
На небольшие предметы, такие как керамические розетки или корпуса выключателей, классический для жостова сюжет не поместился бы. Поэтому чаще наносят лишь отдельные маленькие цветочки и листики, создавая упрощенный, адаптированный вариант жостовской росписи. Либо же идут по принципиально иному пути — и оформляют электрофурнитуру узкими орнаментальными паттернами-рамками, которые в жостовском народном промысле обычно пускают по краю подносов, чтобы центральная композиция смотрелась завершенной и достойно оформленной.


Керамическую или фарфоровую электрофурнитуру, оформленную такими орнаментами, можно сочетать с ретро проводкой разных оттенков — ведь рисунок всегда многоцветный, но можно взять и простой черный провод, гарантированно подходящий под цвет фона.

Нет комментариев
Добавить комментарий